Конфликты в организации
Опубликовано 04 декабря 2014, 11:55
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных целей, позиций взглядов субъектов взаимодействий.
Конфликт рассматривается в управлении как социальное явление, как природный феномен. Существует наука «Конфликтология», которая изучает причины, виды и классификацию конфликта. Наибольший интерес представляют два типа конфликтов: конструктивные и деструктивные конфликты
Конфликт – это столкновение. Столкновение интересов, ценностей, мотивов. Часто мы рассматриваем конфликт в отрицательном плане. Это деструктивный конфликт. Есть и конструктивный конфликт: «В споре рождается истина!».
Конфликт может :
- стимулировать изменение и развитие;
- способствовать идентичности личности и членов коллектива.
- служить сохранению групповых отношений;
- мобилизовать и объединять членов группы;
- снимать «синдром покорности» у подчиненных.
Серьезную помощь в разрешении предотвращении и разрешении конфликтов может оказать знание их типов и причин их возникновения.
Сегодня активно выдвигаются требования к «конфликтологической грамотности» руководителя. Руководителю в своей деятельности надо знать: этапы развития конфликтной ситуации, выход из конфликтной ситуации. Ему необходимо знать методы и способы преодоления конфликта. Он должен знать инструменты с помощью которых он будет разрешать споры. Одним из таких инструментов является «карта конфликта», включающая в себя такие элементы как: предмет, причины, участники, возможные точки соприкосновения, оценка последствий конфликта и т.д.
Знание теоретических и практических способов управления конфликтом повышают эффективность работы любой организации.
Автор - Кондратьев Алексей
бизнес-эксперт, кандидат социологических наук;
доцент кафедры Управления и маркетинга НИУ РАНХиГС;