ИСТОРИИ УСПЕХА. «Пряничный домик» Насти Суворовой
Опубликовано 22 сентября 2015, 16:24
В старинном городе Городце, расположившемся на высоком Волжском берегу, есть «Пряничный домик». Именно так должна начинаться история о том, как любимое дело и вложенные усилия начинают приносить прибыль, а общение с единомышленниками помогает не сдаться.
Сундук, три подковы и два белых камня дали начало прибыльному производству
Все участники Молодежного бизнес-форума «Поволжье» запомнили Настю Суворову и ее ароматные пряники. Удивительно, что история появления этого бизнеса похожа на сказку.
- В 1993 году мы переехали в Городец из Киргизии и купили дом. В доме оказался старый сундук с гвоздиками, в котором были какие-то непонятные бумажки, камни, железки. Сундук долгое время хранился у нас в подвале, потом он просто рассыпался, и я не знаю, каким чудом содержимое не выбросили. Весь хлам переложили в деревянный ящик и отправили на чердак.
В 2012 году в очередной раз, разбираясь доме, мы нашли ящик, и тогда уже осознали, насколько ценно его содержимое. К тому времени у нас в Городце появился «Музей пряника», и мы поняли, что камни - это меры весов, которые использовались в пряничных производствах для того, чтобы работники не могли украсть рецепт. И рецепт на полуистлевших бумажках, который мы восстановили, был записан так: «3 подковы ржаной муки, 2 белых камня белой муки…» Покореженные железки оказались формочками для вырубки пряников, а деревяшки печатными формами. С этого все и началось.
Сначала было просто интересно восстановить рецепт и понять действительно ли такого вкуса старинные пряники, как у нас сейчас пекутся. Абсолютно нет! Слово «пряник» происходит от слов «пряный, пряности». Мы восстановили те пропорции специй: корица, имбирь, кардамон, черный перец, душистый перец, которые входили в «сухие духи» (комплекс пряностей для выпечки пряников). Это истинно тот аромат, которым наслаждались люди 100 лет назад и больше.
Мама даже сохранила камень, который получился из того первого теста, которое мы замесили. Год мы подстраивали рецепт под современные натуральные продукты, потому что сейчас глютена в муке содержится меньше, чем раньше, масло сливочное, яйца – все продукты другие. Мы не используем ни маргарин, ни пальмовое масло.
Мы, наверное, единственные в России производители пряников, кто использует заварной рецепт, который дает такие удивительные свойства, что пряники полтора года лежат и не портятся, хотя по ГОСТ срок годности – 6 месяцев. Мы сначала делаем «заварку», которая состоит из меда, патоки, специй и небольшого количества муки. Две недели «заварка» вылеживается. Следующий этап - «переделка»: добавляется сливочное масло, яйца, остальное количество муки и сода. В этот же день пряники выпекаются, потом «отлеживаются» еще сутки, только на следующие сутки их можно разукрашивать и декорировать. Упаковывать сразу нельзя, т.к. баланс влажности достигается только в течение 24 часов. Вообще мы посчитали, что если разделить время, затраченное на партию, то на каждый пряник уходит не менее 45 минут ручной работы.
Галина Михайловна Суворова, мама Насти, с сувенирным пряником в честь 300-летия Нижегородской губернии.
Из старинных эскизов мы восстановили подкову, голубку и петуха, но можем сделать практически все, что угодно. Например, на 300-летие Нижегородской губернии мы делали герб Нижнего Новгорода, а на прошлый Новый год продали больше тысячи пряничных баранов.
…Сначала все пряники выпекались на домашней кухне в обычной духовке, и родственники шутили, что вот он настоящий «Пряничный домик». Теперь у «Пряничного домика» - отдельное помещение, профессиональная роторная печь, в которой есть специальный режим «русская печь», дающий необходимое соотношение пара, влажности и температуры. На производстве работают два пекаря и четыре декоратора. Но год назад все еще было совсем не так…
- Первую прибыль мы получили года через полтора, сначала это было только хобби. Когда не знаешь, что подарить, всегда можно что-то испечь. Ярмарки особой прибыли не приносили, помогали только окупить затраты на продукты. А вот когда мы уже стали участвовать в более серьезных ярмарках, например в «Рождественской» у ТЦ «7 небо», тогда мы уже поняли, что этим можно и нужно заниматься, это финансово интересно.
Галина Михайловна - на ярмарке.
Мы не давали никакой рекламы, но «Пряничный домик» набирает популярность и в Нижнем Новгороде, и в Москве. Когда мы выезжаем на ярмарки и фестивали, то к нам выстраиваются очереди. Люди берут наши контакты и потом напрямую заказывают сувенирную продукцию для своих компаний. В Москве и Костроме у нас появились представители, которые постоянно заказывают наши пряники на продажу.
Школа бизнеса «Колесо» запустила новый этап
- Мы живем в частном доме с родителями, и у нас была отдельная комната около 15 кв.м., в которой хранились пряники. На прошлый Новый год мы этот объем превзошли. Коробки стояли по всему дому, вплоть до того, что мы пробирались к кровати между стопками коробок выше нашего роста.
Тогда мы поняли, что больше так жить нельзя и стали искать новое место. Сейчас у нас есть помещение около 70 кв. м, все оборудование. Оформили все сертификаты, что пряники соответствуют ГОСТ.
Вообще семейный бизнес - это очень тяжело. Мама, папа, мой муж и я между ними всеми. И в определённый момент я сказала: «Все! Я ухожу в найм, не буду ничем больше заниматься и оборудование распродам». Но подумала, раз уж в Школу бизнеса «Колесо» записалась, то надо сходить. И на занятия в июне 2015 года я пришла в полной депрессии. Мне казалось, что это был последний шанс, а оказалось, что это – только начало.
Выпуск Июньской Школы бизнеса "Колесо", которую окончила Настя.
Школа бизнеса «Колесо» дала мне эмоциональный заряд, я получила отклики от людей. Мне было важно услышать, что мы не ерунду какую-то делаем, а интересный продукт. Плюс в школе познакомились и пообщались с другими участниками. Со Школы, я считаю, начался новый этап «Пряничного домика».
Мы сели с моими «компаньонами», написали должностные инструкции, распределили, кто за что отвечает, кто главный, и тогда нам стало легко и свободно. Когда в августе я поехала на Молодежный бизнес-форум «Поволжье», то уже решала проблемы с патентованием, с регистрацией организации как предприятия народно-художественного промысла. Мы познакомились с Центром кулинарных стартапов «Mabius» и задумались о выводе нашего продукта на новый уровень, ведь все-таки мы варимся в собственном соку, нужен профессиональный взгляд. Сейчас поедем в Москву, будем консультироваться с шеф-поваром, маркетологом, специалистом по упаковке.
Настя разговаривает с Александром Киселевым, куратором центра кулинарных стартапов Mabius.
На «Поволжье» мы пообщались с губернатором Нижегородской области Валерием Павлиновичем Шанцевым. Рассказали ему про наш проект по развитию гастрономического туризма, во всем мире это последний тренд. Мы бы хотели на территории Городецкого района дать возможность людям не только посмотреть на витрину. Нужно чтобы люди сами помяли тесто, положили начинку, понюхали этот запах, посмотрели, как горячие пряники вытащат, помазали их глазурью. Плюс у нас есть восстановленный рецепт безалкогольного медового сбитня. Если люди попробуют свежий пряник со сбитнем, то такую экскурсию они никогда не забудут, это не просто сфотографироваться на фоне витрины.
Настя дарит пряник губернатору во время встречи с молодыми предпринимателями у костра на форуме "Поволжье".
Благодаря беседе с Валерием Павлиновичем вопрос сдвинулся с мертвой точки, буквально вчера ездили в Городецкую администрацию, предоставляли наш бизнес-план, делали презентацию.
На «Поволжье» познакомились с представителями фонда «Наше будущее», возможно поучаствуем в их программе, посвященной социальному предпринимательству, а пока они предложили взять наши пряники к Новому году на специальные витрины на заправках «Лукойл».
Сейчас договариваемся с ГК «Столица Нижний» - к Новому году у нас будет настоящий «Пряничный домик» у торгового центра «Республика», и палатки, украшенные пряниками, рядом с ТЦ «Фантастика» и «7 небо». Всех ждем!
…Настя шутит, что задачи поставлены, как раз хватит до следующего «Поволжья»!
Удивительно, что оценить секреты сундука в старом доме смогли не его хозяева, потомки традиционных городецких пекарей, а люди, которые приехали в город фактически из другой страны. Так часто получается, что мы сами не замечаем красоты нашего дела и ценности наших традиций, тогда нужен взгляд других людей, чтобы понять, что мы делаем нечто важное и нужное.