ИСТОРИИ УСПЕХА. Сказочный фотограф Дарина Рябченко
Опубликовано 25 января 2016, 11:12
Кто не мечтал хоть однажды почувствовать героем любимой сказки? В наш век обилия фантастических сюжетов, цифрового видео и компьютерной графики волшебство кажется особенно близким и доступным. Дарина Рябченко при помощи фотоаппарата, фантазии и неуемной энергии помогает людям реализовать их мечты.
- Я занимаюсь фотографией уже около 6 лет, а конкретно арт-фотографией 3 года, - рассказывает Дарина Рябченко. – Как я пришла в фотографию? Это было, в общем-то, случайно. У меня была обычная мыльница, и я фотографировала в авторежиме. Однажды мой друг «внезапно» нашел в настройках макросъемку. Я тогда восхитилась: «Как ты это сделал, неужели можно так красиво снять обычные листья этим фотоаппаратом?». Сейчас с улыбкой вспоминаю тот знаковый случай.
Тогда захотелось самой во всем разобраться, и вскоре после мыльницы появилась первая зеркалка. Мне очень понравилось снимать именно людей, и я поняла: это то, чем хочу заниматься в дальнейшем. Я прошла базовое обучение, ходила на курсы, которые в итоге оказались бесполезными, потому что от самообразования я получила намного больше. Процесс обучения перманентный, если ты не учишься, то стоишь на месте, а это недопустимо в любом деле. Поэтому я регулярно смотрю различные видеоуроки по съёмке и обработке фотографий, а в последнее время заинтересовалась выставлением киносвета, правда, пока только в теории.
- Как ты поняла, что ты будешь делать сказку?
- Мне очень нравилась московская фотохудожница Катерина Плотникова, я смотрела на ее фотографии и восхищалась тем, какие они красивые и необычные. Однажды она приехала в Нижний Новгород с мастер-классом, я не могла такое пропустить. Именно там впервые увидела формат «воркшопа» - мастерской, где нет теории, а только практика. Все присутствующие участвовали в процессе съемки, помогали делать реквизит, предлагали свои идеи, я своими глазами видела, как все рождается. Поняла, что это не так сложно, как казалось мне изначально, а вдохновляет и заряжает энергией на порядок сильнее, чем остальные занятия. И в тот момент приняла решение, что это именно то направление, в котором я хочу развивать своё творчество. Убедилась в том, что не прогадала, когда ко мне на съёмку автостопом приехал молодой человек из Минска – Максим. Снимки с ним в роли Безумного Шляпника до сих пор остаются моими самыми любимыми.
- То, что ты делаешь, обычно связывают с именем Лейбовиц. У тебя есть образцы, по которым ты училась?
- Несомненно, Энни Лейбовиц – это эталон и легенда данного стиля, думаю, у всех на виду её серия с голливудскими звёздами в роли диснеевских персонажей, но меня вдохновляет не только фотография. Есть такая американская художница - Эбигейл Ларсон, она делает иллюстрации к рассказам Эдгара По, и не только. У нее необычная готическая манера, ломаные линии, которые невозможно повторить в реальной жизни на фотографии, поэтому я стараюсь придать своим работам хотя бы настроение, присутствующее в её работах. Также восхищаюсь режиссёром Тимом Бёртоном, я читаю, что он мэтр «сказочной» киноиндустрии, хотя его мрачноватый стиль импонирует далеко не всем. Помимо уникальной атмосферы и продуманных образов, для своих фильмов он создаёт просто потрясающие раскадровки. На досуге изучаю их и понимаю, что эти наброски полезны не только в плане кино, но и в контексте создания фотографий.
- С какого фантастического сюжета ты начала и какие сюжеты предпочитаешь?
- У самой первой моей съемки была довольно простая идея: стоит маленький мальчик, а вокруг него летают книги. Сейчас я смотрю и понимаю, что в кадре все выглядит просто. Но это было сложно в воплощении, потому что у нас не было стремянки, а книги нужно было подвесить высоко на дерево. Плюс, с ребенком всегда нелегко работать, потому что приходится просить показать его какую-то эмоцию, а дети – существа воздушные, их эмоции меняются мгновенно и сложно зафиксировать нужный момент. У меня получилось, и это было классно.
Я стараюсь каждую съемку сделать уникальной, но если по ощущениям и атмосфере, то лично мне ближе героини Эдгара По - не мрачная чёрная готика в нашем традиционном представлении, унылая и безысходная, а легкая грусть и даже какая-то аморфность. Я люблю приглушенные тона и мистические образы, историю которых зритель бы мысленно додумывал. Также на прошедший Хеллоуин я делала большой фотопроект с необычными линзами, предоставленными нижегородской оптикой «Cronos», это тоже совершенно «моя» стилистика.
- Предположим, я хочу получить свой портрет, как происходит работа?
- Для начала я спрашиваю заказчика, какие из моих работ ему нравятся, чтобы понять направление. Если нравятся разные по настроению работы, то мы движемся в другую сторону - выбираем эмоцию, смотрим работы других авторов или подбираем определённый реквизит. Могу спросить о литературных предпочтениях, но не все люди могут сходу ответить, какой образ ближе. Обычно я разрабатываю идею, пообщавшись с человеком, а затем предлагаю на выбор несколько сюжетов.
Выбранный сюжет мы начинаем комплектовать реквизитом и одеждой. За 3 года, что я занимаюсь съемками, у нас с ассистенткой Аллой образовался собственный прокат необычной одежды для съемок «Wonderplace». Что-то мы заказывали, что-то я привозила из поездок в другие города. Плюс, работаем с другими прокатами, а порой у кого-то из знакомых или самих клиентов в личном гардеробе находится необходимая одежда. Было бы желание – все найдется.
Иногда, наоборот, мы придумываем сюжет, исходя из костюма. Например, одна заказчица хотела сниматься в своем платье, и под этот образ мы придумали идею с пауком.
Процесс подготовки к съемке занимает примерно месяц, потому что нужно проработать все детали, собрать образ по кусочкам, сделать реквизит. Зачастую клиент сам не знает, что именно хочет – это немного усложняет работу. Сама съемка занимает несколько часов, а дальше - цветокоррекция и художественная обработка. И это не просто прогулочные съемки, когда можно убрать прыщики и подкорректировать свет. Чтобы получилась «иллюстрация к сказке», нужно приложить усилия. Обычно на обработку я трачу от двух недель до месяца в зависимости от количества заказов.
У арт-съёмки фиксированная стоимость, сюда входит всё: разработка идеи, одежда, макияж, реквизит, моя работа - то, что называют «съемка под ключ».
- У тебя есть излюбленные места для съемок?
- Я люблю открытую местность из-за естественного мягкого света. Люблю снимать на Щёлоковском хуторе, там три озера, и абсолютно разная природа на всех трех. Больше всего нравится работать на втором озере, где лес гуще. Там есть дорожка, я ее в шутку называю «Аллея творческой славы», потому что я снимала арт, по-моему, на каждом её миллиметре. На местах остались даже какие-то минимальные декорации. Например, однажды делали с командой папоротниковый трон из пня, до сих пор я прохожу мимо, и в памяти всплывает, как мы потратили несколько часов на его создание. Воспоминания на всю жизнь!
- Какое самое значимое событие произошло в твоей творческой жизни за последний год?
- В ноябре меня позвали прочитать лекцию в Мининском университете (НГПУ) в рамках проекта «Перезагрузка». И, несмотря на то, что я уже проводила индивидуальные и групповые курсы по фотографии и креативности, к этой лекции я готовилась особенно тщательно. Ведь ВУЗ - абсолютно новый уровень ответственности. Так переживала, что в ночь перед мероприятием спала всего три часа, доделывая презентацию и собираясь с духом. Кстати, на деле полтора часа занятия прошли незаметно, потому что приняли меня очень тепло. На удивление, преподавание не отнимает у меня силы, а, наоборот, даёт их в гораздо больших объёмах.
- Что дала учеба в Школе бизнеса «Колесо»?
- Я начала задумываться о регистрации, поэтому пришла в Школу бизнеса, чтобы понять юридические аспекты, в которых я ещё не очень разбираюсь. Получила полезную информацию и знакомства, кстати, на Форум «Поволжье» я ездила тоже за этим. Потому что вокруг очень много интересных людей, а ты движешься в своей узкой сфере и с ними не встречаешься. Например, зациклена на фотографии, и не думаешь, что где-то ходят люди со сторонним бизнесом, которые могут быть тебе полезны, и которым можешь быть полезна ты. Именно такие проекты как «Поволжье» и Школа бизнеса «Колесо» позволяют познакомить этих людей и создать какие-то новые проекты.
Например, благодаря конкурсу «Молодой предприниматель России» мы познакомились со Светланой Андриановой. Она посмотрела мои работы и спросила, не хочу ли я что-нибудь снять для ее журнала «Радости материнства». Я надеюсь, что мы посотрудничаем.
В этом году у меня есть желание воплотить два творческих проекта. Один из них просто эстетически приятный для меня, а другой – более масштабный, кстати, он появился благодаря тренингу Олега Толстогузова. В рамках одного из заданий нужно было сопоставить рандомные слова, в моём наборе было указано слово «галерея», которое внезапно и натолкнуло меня на идею. Но раскрывать все карты пока не буду – создание проекта потребует включения большого количества людей и ресурсов. Очень надеюсь, что у меня всё получится, и я смогу порадовать вас абсолютно новым уровнем работ.
Справка: Дарина Рябченко – фотограф. Провела две персональные арт-выставки (сентябрь 2013 и август 2014), презентовала свои работы в Музее современного искусства PERMM в г.Пермь. Участвовала в международной биеннале Русского музея фотографии, в фестивале современного искусства «Вертикаль», завоевала третье место на Всероссийской неделе молодого искусства «Арт-квадрат» в Москве. Является ведущей мастер-классов по арт-съёмке и обработке в фоторедакторах, а также лекций по творческой самореализации и креативному мышлению.